ФЕДОР ШАЛЯПИН


4-11-2023, 10:50. Разместил: e.vtorushin
В феврале этого года (13.02) исполнилось 150 лет со дня рождения одного из наиболее известных артистов и певцов за всю историю отечественной сцены, Фёдора Ивановича Шаляпина.

ФЕДОР ШАЛЯПИН

Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) – русский, советский оперный и камерный певец. Тип голоса – высокий бас. Фёдор Иванович родился в Казани. Его отец, Иван Яковлевич, служил писцом в уездной земской управе, а мать, Евдокия Михайловна, в девичестве Прозорова, занималась домашним хозяйством. Помимо Фёдора Ивановича в семье было ещё несколько детей. До переезда в Казань семья проживала в селе Ометьево, после переезда в город – в Суконной и Татарской слободе.
Пение вошло в жизнь Фёдора Ивановича ещё в детстве – он был певчим в детском хоре регента Щербина, обучившего будущего артиста азам. Затем он стал исполатчиком (солистом церковного хора) в Спасском монастыре, вновь под руководством Щербина. С двенадцати лет увлёкся оперой и театром – посещал представления на деньги, заработанные пением в церковном хоре. Безуспешно обучался нескольким специальностям, таким как сапожник, писец и другие. Отец был против страсти Фёдора Ивановича к музыке и искусству – он отправил сына на учёбу в ремесленное училище, в город Арск. Данное учебное заведение было выбрано лишь потому, что в городе не было никаких театров.
Несмотря ни на что Фёдор Иванович начал карьеру артиста в 1889 году. Дебют вышел неудачным. На сцене находившегося в Казани Панаевского сада производилась постановка драматического спектакля «Бродяги». Шаляпину была поручена роль жандарма Роже, с которой он не справился из-за ступора. После провала будущий артист сбежал и два дня отсиживался в одном из сараев из-за стыда. В конце марта 1890 года Фёдор Иванович получил своё первое полноценное выступление – он исполнил партию Зарецкого в опере Петра Ивановича Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства.
В дальнейшем будущий артист проживал в Астрахани, Уфе, Баку, Тифлисе, Санкт-Петербурге и Москве. В Уфе работал в хоре опереточной труппы под руководством Семёна Яковлевича Семёнова-Самарского. Во время исполнения первой серьёзной роли в составе данной труппы с Фёдором Ивановичем случился курьёз – он сел мимо стула. С тех пор Ф. И. Шаляпин всегда придавал значение расположению мебели на сцене.
Жизнь в Баку оказалась тяжёлой – артист голодал, ночевал на улице и едва не связался с криминалом, но затем ему удалось примкнуть к труппе Георгия Иосифовича Деркача, с которой он дошёл до Тифлиса. В данном городе ему повезло, и Дмитрий Андреевич Усатов согласился бесплатно обучать Фёдора Ивановича пению. Благодаря Дмитрию Андреевичу Ф. И. Шаляпин на сезон устроился в местный казённый театр.

ФЕДОР ШАЛЯПИН

После переезда в Санкт-Петербург он выступал в «Аркадии», затем в Панаевском театре. В 1895 году состоялся его дебют на сцене Мариинского театра, но не всё было гладко – по причине нехватки времени на подготовку, уровень исполнения партий Руслана оставлял желать лучшего и на какое-то время артисту перестали доверять серьёзные роли.
Затем он на четыре сезона перешёл в оперный театр Саввы Ивановича Мамонтова в Москве, также известный как «Русская частная опера».

ФЕДОР ШАЛЯПИН

По воспоминаниям Саввы Ивановича Шаляпин с жадностью поглощал любые знания об искусстве и исполнительском мастерстве. Во время службы в данном театре Фёдор Иванович познакомился с первой женой – балериной труппы Иолой Торнаги.
В период с 1896 по 1899 годы Фёдор Иванович исполнил ряд знаковых для себя ролей, заявив о себе как об артисте незаурядных способностей – Иван Грозный в «Псковитянке», варяжский гость в «Садко», Иван Сусанин в «Жизни за царя» и другие. Как отмечал сам Фёдор Иванович, успех пришёл постепенно – изначальная реакция публики и критиков была достаточно сдержанной, но с каждым новым исполнением популярность спектаклей росла. В это же время произошло знакомство с Сергеем Васильевичем Рахманиновым.
Также Фёдор Иванович отметился и на иностранной оперной сцене – наиболее известной из его зарубежных работ является роль Мефистофеля в одноимённой оперетте итальянского композитора Арриго Бойто (1842-1918), исполненная на сцене миланского театра «La Scala» в 1901 году.

ФЕДОР ШАЛЯПИН

Партнёром Шаляпина в данном спектакле являлся тогда ещё только набиравший популярность итальянский тенор Энрико Карузо, исполнивший роль Фауста.

ФЕДОР ШАЛЯПИН

Фёдор Иванович удивил итальянских коллег вдумчивым подходом к гриму (по воспоминаниям певца на итальянской сцене к гриму относились пренебрежительно), а также своим виденьем исполнения данной роли – ему даже удалось убедить в собственной правоте руководителя театральной сцены. В Милане Фёдору Ивановичу удалось встретиться и побеседовать с самим Арриго Бойто – по мнению Ф. И. Шаляпина, композитор был весёлым и шутливым человеком, тем не менее, очень серьёзно относившимся к своей работе.
Гастроли по Франции и Италии прошли успешно – Фёдор Иванович получил приглашение в Монте-Карло, чтобы петь в театре Рауля Гинсбурга. Также прекрасно прошёл «русский сезон» в Париже – ряд симфонических концертов, организованных Сергеем Павловичем Дягилевым. В концертах участвовали композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, пианист Феликс Михайлович Блуменфельд и дирижёр Артур Никиш. Одной из жемчужин серии стала опера Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов». В дальнейшем данное произведение также поставили на сцене «La Scala».
Позже Фёдор Иванович был приглашён в Нью-Йорк, чтобы отыграть ряд спектаклей на сцене театра «Metropolitan Opera». Впечатления от крупнейшего города Нового Света, как и от США в целом, у Фёдора Ивановича остались сдержанные, но последовавшие спустя годы гастроли изменили его мнение в сторону положительного.
Поездка по Южной Америке оставила самые приятные впечатления – певцу очень понравились Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айрес. В столице Аргентины Фёдора Ивановича наградили памятной медалью – это произошло 14 июля, в честь национального праздника Франции, на котором Фёдора Ивановича попросили исполнить «Марсельезу».
Во время гастролей по Великобритании между Фёдором Ивановичем и хористами труппы случился конфликт – последние были недовольны своим жалованием и считали причиной этому растущие гонорары Шаляпина. Скандал едва не закончился дракой, но этого удалось избежать благодаря вмешательству рабочих сцены. В целом Фёдор Иванович относился к Туманному Альбиону очень тепло. Выступал в Лондонском театре «Covent Garden».
Во время гастролей в Германии Фёдор Иванович был награждён Золотым Крестом Прусского Орла из рук кайзера Вильгельма – церемония была курьёзной, так как артист на момент вручения награды находился в полном гриме и одежде дона Базилио из «Севильского цирюльника» (засаленная ряса, загримированные лицо, изменённый нос). Также Ф. И. Шаляпин был удостоен и других наград: французский Золотой Крест Почётного легиона и орден Золотой Звезды III степени Бухарского эмирата.
Весть о начале Первой Мировой войны застала Ф. И. Шаляпина во время пути в Германию. Из-за перекрытых путей ему пришлось вернуться во Францию, оттуда после эскалации боевых действий перебраться в Великобританию, чтобы из Туманного Альбиона, на пароходе «Сириус», через Скандинавию прибыть в Петроград. По возвращению в Российскую Империю Фёдор Иванович продолжил выступать на сцене и помогал собирать деньги на лечение раненых. В апреле 1915 года в Народном доме, специально для рабочих, состоялась постановка «Бориса Годунова». Представление было бесплатным и было проведено против указа властей, опасавшихся последующих беспорядков. Также Фёдор Иванович выезжал с выступлениями на линию фронта в Польшу. Октябрьскую революцию Фёдор Иванович встретил на сцене, находящегося на противоположенном от Зимнего дворца берегу Невы Народного дома, исполняя партию испанского короля Филиппа II в опере Джузеппе Верди «Дон Карлос». С 1918-го по 1921 годы Фёдор Иванович являлся художественным руководителем Мариинского театра.
После 1922 года, с одобрения и при содействии народного комиссара просвещения Анатолия Васильевича Луначарского, Шаляпин находился в гастролях за рубежом – на то время страна просто не могла предоставить артисту такого масштаба должных возможностей для творчества и надлежащего заработка.
Шаляпин с радостью выступал в Великобритании. Поначалу не хотел ехать в Америку, но заокеанские гастроли прошли с успехом, несмотря на отмену нескольких концертов из-за болезни певца. В ходе американского турне Фёдор Иванович посетил Нью-Йорк, Бостон, Чикаго, Цинциннати и Лос-Анджелес, где встретился с Чарли Чаплином. Фёдор Иванович давно мечтал увидеть гениального комика на киноэкране и данную мечту исполнил лично Чарли Чаплин, устроив певцу отдельный показ в своём частном кинотеатре. Также одним из памятных событий в своей жизни Фёдор Иванович называл рождественский визит в нью-йоркскую тюрьму «Синг-Синг», в рамках которого он выступил перед заключёнными и смог увидеть электрический стул.
Но долгое отсутствие артиста на Родине не оставалось незамеченным – певец неоднократно подвергался критике, в частности Владимиром Владимировичем Маяковским в его стихотворениях «Письмо писателя Маяковского к писателю Горькому» и «Господин народный артист». Фёдор Иванович Шаляпин первым был удостоен звания Народного артиста РСФСР, но в 1927 году был лишён как его, так и права возвращения на родную землю: официальной причиной стало вышеупомянутое долгое отсутствие певца в стране, а одной из неофициальных – благотворительность, расцененная как «помощь белоэмиграции». Во время гастролей в Париже Фёдор Иванович передал пять тысяч франков священнику Георгию Спасскому – данные средства должны были пойти на помощь голодающим детям эмигрантов. Однако в июне 1991 года Ф. И. Шаляпина посмертно восстановили в звании Народного артиста, признав предыдущее лишение «необоснованным».
Фёдор Иванович очень ценил дружбу с Алексеем Максимовичем Горьким. Именно писатель поддержал и оказал помощь Шаляпину в написании биографии. Однако отсутствие авторских выплат Фёдору Ивановичу после публикации, поставило точку в дружеских отношениях двух творческих личностей. Тем не менее, певец тяжело воспринял весть о смерти своего бывшего друга, о чём свидетельствовал написанный им и опубликованный в одной из парижских газет некролог «Об А. М. Горьком».
Помимо музыки Фёдор Иванович реализовал себя в литературе (две автобиографические книги – «Страницы моей жизни» и «Маска и душа», а также статья «Пресса и я», написанная для юмористического «Синего журнала»), живописи и скульптуре. Не обделил вниманием он и актёрское ремесло: в 1915 году сыграл Ивана Грозного в немой чёрно-белой экранизации второго и третьего действия «Псковитянки» «Царь Иван Васильевич Грозный» Александра Ивановича Иванова-Гая, а в 1932 году он исполнил главную роль в фильме австрийского кинорежиссёра Георга Вильгельма Пабста «Дон Кихот».
Фёдор Иванович скончался 12 апреля 1938 года в возрасте 65 лет от лейкоза в Париже, на руках второй жены Марии Валентиновны Петцольд. Таким образом, в апреле этого года исполнится 85 лет со дня смерти одного из самых известных басов, когда-либо ступавших по сцене.
В фондах нашего музея (коллекция «Фономатериалы») присутствует предмет, связанный с творчеством знаменитого певца. На грампластинке содержатся партия Мефистофеля из пролога одноимённой оперетты, а также одна из самых известных для широкой публики композиций из репертуара Ф. И. Шаляпина – волжская песня «Эй, ухнем».
Примечательной деталью данной грампластинки является её «яблоко» – бумажная этикетка по центру носителя, в данном случае жёлтого цвета. Большую часть этикетки занимают изображения кремлёвской стены, выполненной красным цветом и Спасской башни, выполненной при помощи чёрных контуров и краски белого цвета. На фоне башни указано название лейбла – «SovSong».

ФЕДОР ШАЛЯПИН

В 30-ых годы прошлого века посредством данного лейбла «Грампластрест» издавал пластинки для их реализации в сети магазинов «Торгсин» («торговля с иностранцами»). Также на экспортный характер предмета может указывать надпись «Made in USSR», выполненная на английском языке и находящаяся в нижней части этикетки.
Опера «Мефистофель» была написана в период с 1862 по 1867 годы и являлась одной из адаптаций пьесы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст». Изначально работа Арриго Бойто не получила должного внимания, так как находилось «в тени» «Фауста» французского композитора Шарля Франсуа Гуно (1818-1893), но исполнительское мастерство Фёдора Ивановича Шаляпина дало серьёзный толчок популярности данной версии классической истории.

ФЕДОР ШАЛЯПИН

Сюжет пролога оперетты повествует о заключении пари между Мефистофелем и небесным воинством. Князь тьмы считает, что сможет заставить философа Фауста согрешить и тем самым заполучить его душу. На рассматриваемом носителе содержится одна из партий Мефистофеля – «Ave Signor!» («Слава Творцу!»). Произведение длится 3 минуты 12 секунд. Музыкальное полотно торжественное, но в нём также присутствуют озорные нотки, переданные при помощи струнных инструментов. На первой минуте композиции вокал маэстро имеет притворно-восхваляющий окрас с долей насмешливости, но в дальнейшем он раскрывает свою силу и в купе с музыкой и текстом выражает характерный для персонажа мрачный взгляд на существование, а также презрительное отношение, как к человеку, так и к демиургу.
Обратим внимание и на другую композицию с вышеупомянутого носителя. Песня «Эй, ухнем» является народной, её сочинение приписывают бурлакам. Музыкальную обработку создал Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910).

ФЕДОР ШАЛЯПИН

Также композитор записал текст (1860-1861), со слов Николая Сергеевича Алейникова, представителя волжской пароходной компании «Кавказ и Меркурий». Данный вариант текста использовался в издании «Сборникъ русскихъ народныхъ пѣсенъ», выпущенном в 1866 году. Существует ряд интерпретаций данной композиции – из зарубежных можно выделить «Canto de los remores del Volga» Мануэля де Фальи и «Song of the Volga Boatmen» Гленна Миллера. Среди отечественных вариаций немалого успеха добилась аранжировка Бориса Александровича Александрова, созданная для Ансамбля Советской Армии. Тем не менее, эталонной версией композиции считается представленная на пластинке аранжировка за авторством Фёдора Фёдоровича Кёнемана (1873-1937), композитора, дирижёра и пианиста, а также аккомпаниатора Ф. И. Шаляпина в течение нескольких лет.

ФЕДОР ШАЛЯПИН

Композиция длится 3 минуты 11 секунд. Сочетание струнных и духовых инструментов, в купе с мощным вокалом Фёдора Ивановича Шаляпина выражает как тяготы бытия бурлаков, так и воспевает человеческую силу воли, для которой не существует непреодолимых препятствий.
Фрагменты из композиции «Эй, ухнем» неоднократно цитировались в звуковом сопровождении к кинофильмам, телевизионным программам и в других музыкальных произведения. В качестве примеров можно привести эпизод «The Midnight Snack» мультипликационного сериала «Том и Джерри» (1:47-1:51; 1:58-2:01), а также начало песни «Thermonuclear Warrior» (0:00-0:26) американской группы «Carnivore».

Библиографические источники:
1. Шаляпин Ф. И. Страницы из моей жизни: Повести / Сост., вступ. статья, коммент. Е. Дмитриевской, В. Дмитриевского. – М.: Кн. Палата, 1990. – 464 с.: ил. – (Попул. б-ка).
2. Фёдор Шаляпин. URL: https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/empire/266129/bio/. Электронный источник.
3. Письмо писателя Маяковского писателю Горькому. URL: https://www.culture.ru/poems/20304/pismo-pisatelya-mayakovskogo-pisatelyu-gorkomu. Электронный источник.
4. Шаляпин Федор Иванович. Пресса и я. URL: http://az.lib.ru/s/shaljapin_f_i/text_0030.shtml. Электронный источник.

Изобразительные источники:
1. Фёдор Иванович Шаляпин. URL: https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fstuki-druki.com%2Fauthors%2FChaliapin.php&psig=AOvVaw36dWAYpMVdrJeOWNqXHP7Y&ust=1680566058648000&source=images&cd=vfe&ved=0CAwQjRxqFwoTCKDyrtSyjP4CFQAAAAAdAAAAABAD. Электронный источник.
2. Дмитрий Андреевич Усатов. URL: https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.kino-teatr.ru%2Fteatr%2Facter%2Fempire%2F473666%2Fbio%2F&psig=AOvVaw2AcdKan5n4ENI0NAOaSb-5&ust=1680566643208000&source=images&cd=vfe&ved=0CA0QjRxqFwoTCOCsr4a1jP4CFQAAAAAdAAAAABAS. Электронный источник.
3. Савва Иванович Мамонтов. URL: https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2F24smi.org%2Fcelebrity%2F29787-savva-mamontov.html&psig=AOvVaw0o8sf68M8Cp5Ey8mLnLrOX&ust=1680566468056000&source=images&cd=vfe&ved=2ahUKEwiN54iMtIz-AhVVxCoKHVH9BaoQjRx6BAgAEAo. Электронный источник.
4. SovSong Label. URL: https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fi.discogs.com%2FFzu2eJ7SsilAmv017bIy-_siEV0tIfC1JpZusKOINyI%2Frs%3Afit%2Fg%3Asm%2Fq%3A40%2Fh%3A300%2Fw%3A300%2FczM6Ly9kaXNjb2dz%2FLWltYWdlcy9MLTEy%2FNTM3My0xMjc2ODU3%2FMzA3LmpwZWc.jpeg&imgrefurl=https%3A%2F%2Fwww.discogs.com%2Flabel%2F125373-SovSong&tbnid=EK9EvpZxmS1aTM&vet=12ahUKEwjxjY7xgO32AhXhybsIHUojDt8QMygCegUIARCOAQ..i&docid=XaIAU-5zRTn3uM&w=300&h=174&q=sovsong&ved=2ahUKEwjxjY7xgO32AhXhybsIHUojDt8QMygCegUIARCOAQ. Электронный источник
5. Бойто, Арриго. URL: https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fwww.belcanto.ru%2Fmedia%2Fimages%2Fuploaded%2Fboito.jpg&imgrefurl=https%3A%2F%2Fwww.belcanto.ru%2Fboito.html&tbnid=B6VhnLKDxw0StM&vet=12ahUKEwjGr8GhgO32AhXNXfEDHa0yBXQQMygBegUIARCnAQ..i&docid=GNlIIPZmJP2DYM&w=300&h=398&q=%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D0%B9%D1%82%D0%BE&ved=2ahUKEwjGr8GhgO32AhXNXfEDHa0yBXQQMygBegUIARCnAQ#imgrc=B6VhnLKDxw0StM&imgdii=x0rEMUqiWoESWM. Электронный источник
6. Шарль Гуно. URL: https://www.google.com/search?q=%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%BB%D1%8C+%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%BE&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwit2Lqxge32AhWLSfEDHcivAP0Q_AUoAXoECAEQAw&biw=1920&bih=927&dpr=1#imgrc=qTLWTfrys4s3BM. Электронный источник.
7. Энрико Карузо. URL: https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSqSxGNAcU3XDUMX_D0f0fJCkMpPs398Y5gZg&usqp=CAU. Электронный источник.
8. Милий Алексеевич Балакирев. URL: https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fto-name.ru%2Fimages%2Fbiography%2Fbalakirev-milij.jpg&imgrefurl=https%3A%2F%2Fto-name.ru%2Fbiography%2Fmilij-balakirev.htm&tbnid=3_9x8EIjVQO4LM&vet=12ahUKEwi1xcKogu32AhVOwoUKHYCTBBAQMygiegUIARDrAQ..i&docid=rMWC92juZCoj9M&w=202&h=258&q=%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9%20%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%B2&ved=2ahUKEwi1xcKogu32AhVOwoUKHYCTBBAQMygiegUIARDrAQ .Электронный источник
9. Кёнеман Фёдор Фёдорович. URL: https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fi1.mosconsv.ru%2F287%2F400%2F800%2F90%2Fkeneman.JPG&imgrefurl=https%3A%2F%2Fwww.mosconsv.ru%2Fru%2Fperson.aspx%3Fid%3D130150&tbnid=AUlOq-CdAICu_M&vet=12ahUKEwirpcOOh-32AhUp-YUKHYm3BxQQMygAegQIARBN..i&docid=IODdNGPXUxLMEM&w=400&h=550&q=%D1%84%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%20%D1%84%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%BA%D1%91%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BD&ved=2ahUKEwirpcOOh-32AhUp-YUKHYm3BxQQMygAegQIARBN. Электронный источник