О МУЗЫКЕ, КОМПОЗИТОРАХ, СУДЬБЕ


24-11-2017, 12:27. Разместил: e.vtorushin
О МУЗЫКЕ, КОМПОЗИТОРАХ, СУДЬБЕ

23 ноября в областном краеведческом музее состоялась встреча-беседа Яши Немцова с магаданцами, неравнодушными к музыке и истории. Известный музыковед-просветитель рассказал о том, как начинал исследование о подвергшихся в разное время репрессиям композиторов.
По словам Яши Немцова, впервые он столкнулся с этой темой в середине 90-х годов, когда начал заниматься исследованием жизни и творчества еврейских композиторов первой половины ХХ века.
- Первым, на кого я вышел, был Александр Веприк, - рассказал музыкант. - Меня потряс тот факт, что Веприк был арестован на основании доноса своих коллег композиторов, которые таким образом устранили более талантливого конкурента. Тюрьма, где производились частые допросы, пытки, бесповоротно сломала его не только как человека, но и как музыканта. Изучать музыку, подвергшуюся гонениям, а композиторов – репрессиям, я стал еще и потому, что эта тема была мне близка, ведь мой отец был репрессирован и провел на Колыме более четверти века. В ходе изысканий, настоящим открытием стало творчество Всеволода Задерацкого.

О МУЗЫКЕ, КОМПОЗИТОРАХ, СУДЬБЕ

Как считает Яша Немцов, судьба этого композитора была слишком несправедливой. В условиях лагерной Колымы, не имея музыкального инструмента, Всеволод Задерацкий сочинил цикл «24 прелюдии и фуги для фортепиана». Музыкальными критиками на сегодня они признаны лучшими. При этом произведения В. Задерацкого долгое время оставались неизвестными. Яша Немцов – первый и единственный исполнитель всего цикла «24 прелюдии и фуги для фортепиано».
Можно отметить, что встреча проходила не в режиме монолога, а как живой диалог. Отвечая на вопросы слушателей, музыковед касался не только исторических фактов как, например, отношение в немецких лагерях к русским и европейским композиторам, но также говорил о восприятии творчества Всеволода Задерацкого в разных странах, о том, чем вообще советско-российская система музыкального образования отличается от европейской.
Встреча в музее является частью мемориального проекта «Время собирать камни…», приуроченному к 80-летию начала периода массовых политических репрессий в СССР 1937-1938 годов. Проект включает открывшуюся 4 ноября выставку «Колымские судьбы», передвижную выставку «Время собирать камни…» и концерт фортепианной музыки в исполнении Яши Немцова «Музыкальный гений на Колыме».

О МУЗЫКЕ, КОМПОЗИТОРАХ, СУДЬБЕ

В завершении встречи заместитель директора по научной работе Магаданского краеведческого музея Светлана Будникова, поблагодарила музыканта за интересную беседу, за виртуозное исполнение произведений Всеволода Задерацкого, отметив, что концерт «Музыкальный гений на Колыме» для Магаданской области стал поистине историческим событием.

О МУЗЫКЕ, КОМПОЗИТОРАХ, СУДЬБЕ  О МУЗЫКЕ, КОМПОЗИТОРАХ, СУДЬБЕ
О МУЗЫКЕ, КОМПОЗИТОРАХ, СУДЬБЕ