АРКТИЧЕСКОЕ ЧУДО ВЕРЫ ЭМКУЛЬ7-08-2020, 10:00. Разместил: e.vtorushin |
Странное это явление – искусство. Казалось бы, что хрупкий цветок может расти только в местах, укрытых от холода, под благодатным солнцем. А искусство нередко избегает таких мест и цветет там, где почвы скудны, а природа сурова, иногда же оно цветет там, где природа не то чтобы сурова, а так жестока к людям, что не понятно, как они вообще там живут, да еще с незапамятных времен. Поселки береговых чукчей и эскимосов располагались на обрывистых берегах ледяного океана, на галечных косах. Чтобы выжить на этой кромке воды и вечной мерзлоты, народам Края Света нужно было научиться изготавливать все необходимое для жизни из того, что давало море, - из плавника, кожи, костей, клыков и сухожилий морского зверя. Надежные, удобные, изящные предметы с древности принято было украшать рисунками связанными своим смыслом с тем же промыслом. Когда-то изображения зверей на веслах, лодках и гарпунах должны были помочь охотнику. Считалось, что магическая сила способствует удачной охоте, оберегает охотника от бед опасного промысла. Искусство, рожденное во время полярных метелей, в моменты вынужденного безделья, утверждает способность человека к творчеству в самой тяжелой обстановке. Северным охотникам был доступен почти единственный материал – моржовый клык, который хорошо полируется и поддается резцу. Материал диктует свои условия – скульптура из клыка должна быть как можно более проста, как можно более выразительна, как можно точнее вписываться в контур клыка. То же с гравировкой. Полированная поверхность клыка слишком ценный материал, чтобы можно было использовать по пустякам. Экономия места требует тщательного предварительного отбора сцен, поз, деталей. Художественная обработка кости на Чукотском полуострове прошла несколько исторических периодов развития, древнейший из которых относится к первым векам нашей эры. В 1931 году в поселке Уэлен открывается первая на Чукотке косторезная мастерская. В качестве консультанта в начале 1930-х годов в Уэлене был направлен художник А.Л. Горбунков, сыгравший важную роль в становлении промысла. Ему принадлежала прекрасная идея воплощения в гравировке чукотских и эскимосских сказок. Для первой работы была выбрана сказка о злом Келе и перехитривших его девушках, хорошо известная мастерам. Этой работой был заложен основной «закон» изображения сказки: не зная текста, ее легко можно «прочитать» по гравированным рисункам. Сюжет этой сказки позднее варьировался в произведениях других художников, в том числе и в работах Веры Эмкуль – первой женщины–гравера, которая пришла в возрасте 15 лет в это же время в косторезную мастерскую. В. Эмкуль создала несколько вариантов этой сказки. Один из них – «Сказка о Келе и девках». Ходили девки по лесу, собирали ягоды. Пришел Келе, изловил всех. Связал их за ноги, как куропаток, повесил на дерево вниз головой. «Висите тут, – говорит, – я скоро приду». Шла мимо старуха. Голова лисья и хвост лисий и керкер лисий, а руки и ноги как у человека. «Бабушка, бабушка! – кричат девки с дерева, – развяжи нас!» – «А что дадите?» – «О, о! Что захочешь!» – «Дайте одежду с тела, обувь с ног, косы с головы, бусы с шей!» – «О, о! Отдадим все!» Влезла старуха на дерево, развязала девок, спустила вниз: «Ну, – говорит, – раздевайтесь, давайте одежду!» Они отдали. «Давайте обувь!» Отдали. «Давайте бусы!». Отдали и бусы. «Теперь бегите домой!» Взяла старуха одежду, напихала травой и ягодами, привязала внизу обувь, сверху косы на бусы, вышли совсем девки. Повесила на дереве вниз головой. Вернулся Келе. «Ага, – говорит, – теперь закусим!» Ткнул ножом одно чучело, подставил пасть и ждет, чтоб полилась кровь. А оттуда только трава да ягоды сыплются. Ткнул другую – то же. Все одинаково сделаны. «Ах, проклятые, – говорит, – развязались « Я вас догоню!» И побежал в погоню. Девки добежали до реки, нашли брод, перебрели реку, сидят на том берегу, отдыхают. Пришел Келе к берегу, глядит на реку: худо – везде вода! «Мэй, – кричит он через реку на тот берег. Вуй! Вы как через реку перебрались?» «А мы пили, пили, всю воду выпили, так и перешли!» – «А река откуда?» – «А мы с… с… всю воду вылили, опять стала река». – «Экей! А ну-ка и я!» Стал пить воду, пьет, пьет … «А что?» – кричит на тот берег. – «Меньше стало! Пей еще!» Опять стал пить. Пьет, пьет: «А что?» – «Совсем мало осталось! Скорей допивай!» Снова принялся пить… пьет, пьет, а река, разумеется, течет по-прежнему. Рассердился Келе: «Постойте обманщицы! Я до вас доберусь!» Нашел брод, перебрел реку. «О, худо у меня в животе!» – говорит, – слишком много воды выпил!» – «Ну теперь мы побежим, – говорят девки, – а ты гонись за нами! Кого поймаешь, того и ешь!» Побежали девки, побежал и Келе. Споткнулся, упал, брюхо лопнуло. Тут и пропал. Только. Клык со сказкой экспонируется на выставке «Люди Земли и Моря». Видно, что Келе изображается огромным, угрожающе безобразным, многоруким чудовищем, а девушки легкие, быстрые в движениях. Лиса-старуха действует так же разумно как люди. Здесь же представлены личные инструменты мастера-резчика: «коготок», специальный металлический инструмент, которым наносится линия контура и «кисточка», миниатюрная стамеска с насечками, которой обрабатывается внутренняя поверхность изображения. В. Эмкуль обладала незаурядным даром рисовальщика. Она прекрасно освоила тонкую технику гравирования. Для ее рисунков характерны коричнево-серые тона с добавлением голубого, разнообразие приемов. Выразительный рисунок, владение цветом, умение выбрать самое главное в композиции отличает творческий почерк. В. Эмкуль. Мастерица создала много разнообразных работ как по сюжетам, так и по художественным приемам, рассказывая в них о жизни родного края. Интересна гравировка на сюжет сказки о Лолгылыне – ледяном великане, «дремлющем среди океана» на снежных скалах, шагающем через моря; мимоходом съедающего кита, как мелкую рыбешку; великана, от дыхания которого кувыркаются медведи. Голова великана в шапке, отороченной мехом, покоится в лощине между двух снежных торосов. Сказочные элементы в изображении сочетаются с реалистическими наблюдениями. Спасая охотников, великан ставит в байдару лыжную палку, чтобы по ней люди могли подняться к нему в рукавицу. Давным-давно это было. Отправились чукчи на охоту, на байдаре, в море, промышлять китов, моржей, другого морского зверя. Стали искать спящего кита (спящего заколоть легче), нашли, ранили только, загарпунили. Кит потащил байдару с охотниками в море. Далеко утащил. Берегов не видно. А тут поднялся шторм – погибель почти верная. Но тут увидели охотники большую льдину. Высадились на лед. Ветер погнал льдину неведомо куда. Сильно устали люди. Вдруг в тумане землю увидели. Обрадовались. Приблизившись, глядят: круть, отвесные скалы спускаются в море, пристать негде, вытащить байдару некуда. Долго ехали вдоль берега. Вдруг увидели охотники человека, сидящего на берегу: ноги свесил, и они чуть-чуть не достают до воды. Очень большой оказался человек, сидит и трубку курит. Страшно стало охотникам, боялись заговорить с человеком, и все же решились просить его о помощи. Подошла байдара к берегу совсем близко, но великан их не замечает. Долго кричали охотники, крича, даже голос потеряли. Наконец, услышал их великан, нагнулся, заметил охотников, протянул им палку. Выбрались охотники на берег, а великан вытащил байдару. Один из охотников, бывалый человек, обратился к великану с просьбой помочь им. Великан, чтобы лучше слышать слова человека, поставил его на свою ладонь. Так они и разговаривали. Предложил великан охотникам переночевать в своей рукавице. Охотники и байдару в рукавицу втащили, а сами забрались в напалок, там и устроились на ночлег. Долго спали, сутки, а может, и больше. Надоело великану ждать, когда человечки проснутся. Вытряхнул он их из рукавицы и говорит: «Домой отправляйтесь». – «Куда, не знаем?» – «Ладно! – сказал великан, – я провожу вас». Надел длинные торбаза и побрел по морю. По пути подхватывал великан китов и отправлял их в рот. Так и довел их до родной земли. Не успели охотники вытащить байдару на берег, как шагнул великан к горе, сдвинул ее с места и лег отдыхать, устал, видно. Всю зиму проспал великан. Весной пришли звери, а медвежонок любопытный, даже в ноздрю к великану забрался. Чихнул великан; звери разлетелись в стороны. Проснулся великан, встал, побрел обратно на свою землю. Долго смотрели ему вслед удивленные звери. Творчество В. Эмкуль оказало огромное влияние на развитие косторезного искусства. Теперь почти каждый житель прибрежных поселков умеет резать и гравировать по кости. В 1976 году за создание высокохудожественных произведений народного искусства из кости Вере Эмкуль была присуждена Государственная премия РСФСР. |