3 ноября 2020 года
Ночь Искусств
ON-LINE
Магаданский областной краеведческий музей
Из художественной коллекции магаданского музея
О художниках - юбилярах 2020 года
Рукавишников Александр Иулианович
Народный художник РФ, заслуженный художник РСФСР и Киргизской ССР, действительный член Российской Академии художеств, профессор.
Александр Иулианович родился 2 октября 1950 года в Москве, в семье скульпторов.
В 1974 году окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова.
Живёт в Москве. Работает над монументальными и станковыми композициями, скульптурными портретами, успешно занимается живописью, графикой, медальерным искусством, инсталляцией.
Произведения художника хранятся в Магаданском областном краеведческом музее, Третьяковской галерее, Русском музее, в частных собраниях в России и за рубежом.

В фондах музея представлена авторская работа Александра Иулиановича «Озимые 1945 г.». Скульптурная композиция посвящена теме возрождения сельского хозяйства оккупированных районов СССР. В годы войны колхозные поля пришли в состояние полного упадка, были заброшены огромные территории сельскохозяйственных угодий. После ухода на фронт почти всех трудоспособных мужчин и, прежде всего механизаторов, основная часть нелёгкого крестьянского труда легла на плечи женщин.

Рукавишников Александр Иулианович
Озимые 1945 г.
Москва 1979 г. (алюминий, отливка)
В довоенные годы сельские жители составляли большинство населения Советского Союза. Семьи, как правило, были большие, все трудились в одном колхозе или совхозе.

Рабочий день во время посевной начинался в четыре часа утра и заканчивался поздно вечером, при этом голодным селянам надо было успеть еще и засадить свой собственный огород. Из-за отсутствия техники все работы приходилось выполнять вручную.

За годы войны серьезные изменения произошли в структуре посевных площадей зернового хозяйства СССР. Специфической особенностью зернового хозяйства военного времени явилось расширение посевов озимых: ржи, ячменя и пшеницы. В условиях войны увеличение площади озимых посевов стало формой мобилизации дополнительных продовольственных ресурсов. Дело в том, что несовпадение сроков посева и уборки озимых и яровых культур позволяло расширять посевы без привлечения дополнительных материальных, трудовых и тягловых ресурсов, что имело исключительно важное значение в условиях военного времени.
Кузьминых Константин Борисович
Живописец, график, заслуженный художник Российской Федерации, член Союза художников России, академик Российской академии художеств. Участник международных, всероссийских, зональных, областных и городских выставок.
Константин Борисович родился в 1960 г. в Магадане.
С 1982 по 1994 г. работал в Магаданских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР.
В 1984–1989 гг. – член объединения молодых художников и искусствоведов при Союзе художников СССР.
С 1987 по 1989 г. – стипендиат СХ СССР.
С 2001 г. – председатель правления Магаданской областной организации Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».
Награждён премией Правительства РФ в области культуры и искусства в 2008 г.
Особое место в творчестве художника занимает тема Севера.
В 1988 г. за серию картин о Чукотке художник удостоен звания лауреата премии Магаданского комсомола.
В 1989 г. за работы «Чукотский мотив» и «Уэленский пейзаж» ему была присуждена премия Министерства культуры СССР в области изобразительного искусства.
Награждён орденом Дружбы, знаками Министерства культуры РФ «За высокие достижения» и «За вклад в российскую культуру», знаком отличия «За заслуги перед городом Магаданом».

Работы художника приобретены Министерствами культуры СССР и РСФСР, Союзом художников СССР, Союзом художников РФ, Дирекциями художественных выставок Художественных фондов СССР и РСФСР, хранятся в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске, Магаданском областном краеведческом музее, картинных галереях России, во многих частных собраниях в нашей стране и за рубежом.

Константин Борисович Кузьминых посвятил свою жизнь служению изобразительному искусству, достиг в любимом деле подлинных высот. Родившись в Магадане, на берегу Охотского моря, он навсегда сохранил в своём творчестве любовь к родной северной земле и остался преданным сыном Колымского края.

Отдельных слов искреннего признания заслуживает и активная общественная деятельность Константина Борисовича, его значимый вклад в сохранение и развитие живописи нашего региона, будущее его культуры.

Кузьминых Константин Борисович
Прасков Валерий Трофимович
Живописец, график, заслуженный художник Российской Федерации, член Союза художников России
Валерий Прасков родился 15 июня 1940 г. во Владивостоке.
После окончания художественно-графического отделения Биробиджанского педагогического училища в 1962 г. был призван в армию, служил на Чукотке.
Здесь он начал самостоятельный творческий путь как художник живописец.
В 1969 г. в Анадыре состоялась его первая персональная выставка. С этого времени Чукотка с её бескрайней тундрой и величественными сопками, взаимоотношения людей, живущих в суровых природных условиях, становятся основной темой его произведений.
С 1970 г. художник живёт в Магадане. С этим городом он соединил свою судьбу, на протяжении многих лет Магадан остаётся его любимым местом для жизни и творчества.
В 1970-1980-е гг. В.Т. Прасков совершает творческие поездки по Магаданской области, пишет этюды и делает зарисовки в Синегорье, Билибино, Певеке, Уэлене.
Работает в основном маслом и акварелью в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, создаёт сюжетно-тематические картины.
В 2017 г. живописец награждён Золотой медалью Союза художников «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России».
Более 50 лет творческая деятельность Валерия Трофимовича связана с Крайним Севером. Магаданскому зрителю хорошо известны масштабные живописные полотна автора, открывающие поэтическую красоту и величие северной природы. Его искусство привлекает к себе внимание особым философским отношением к теме пейзажа, импульсивным сочетанием цвета и света в его произведениях. В фондах Магаданского областного краеведческого музея представлено свыше 30 графических и живописных работ художника.

Произведения Валерия Праскова отличает своеобразная авторская индивидуальность и высокий уровень живописного мастерства.
В акварельных пейзажах художник передаёт своё восхищение неповторимым очарованием северной природы. Это серия особенных романтических зарисовок, выполненная в лёгких и нежных тонах, иногда фантазийных без конкретной привязки к определённому месту. Но объединяет их одно – искреннее чувство любви и сердечной привязанности к своей земле.
Эмоциональным напряжением и экспрессией отличаются и живописные работы В.Т. Праскова. В холодных и тёплых тонах цветовой гаммы этих картин заключена особенная чистота, прозрачность и ясность.

Автопортрет
1985 г. картон, масло
"Память о войне"
Художественная выставка, которая открылась в нашем музее 12 сентября, «Память о войне» посвящена 75-й годовщине Победы. Проведение выставки, связанной с этой великой датой, является отражением темы сохранения памяти о трагических событиях военных лет, запечатлённых в творчестве российских художников разных поколений. В фондах музея хранятся произведения, отражающие тему Великой Отечественной войны. В основном это работы, созданные в 1960-1980-х гг. прошлого столетия, когда военная тема в изобразительном искусстве была особенно актуальна в нашей стране. Среди них следует выделить произведения художников, которые были непосредственными участниками драматических событий тех лет.

Выставка экспонируется по 30 ноября, предназначена для всех категорий посетителей, в том числе студентов и школьников. Приглашаем всех желающих.
Антонов Константин Михайлович
(1924)

Живописец. Заслуженный художник РСФСР. Родился в г. Москве. Окончил художественно-графический факультет Московского городского педагогического института им. В.П. Потёмкина. Участник Великой Отечественной войны с 1942 по 1945 гг., был ранен. За боевые заслуги награждён орденами и медалями.
Бродский Валентин Яковлевич
(1905-1981)

Художник, искусствовед. Член Союза художников СССР.
Родился в г. Харькове.
Окончил Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).
Участник Великой Отечественной войны, служил военным переводчиком. За боевые заслуги награждён орденами и медалями.
Автор ряда трудов по изобразительному искусству и промышленной эстетике.
Бруни Иван Львович
(1920-1995)

Художник-график. Народный художник РСФСР.
Родился в г. Миассе.
Участник Великой Отечественной войны, был военным корреспондентом фронтовых газет. За боевые заслуги награждён орденами и медалями.
После окончания войны учился в Латвийской академии художеств.
Гремитских Владимир Георгиевич
(1916-1991)

Живописец. Член Союза художников СССР.
Родился в г. Новосибирске.
В 1932-1936 гг. учился в Московском государственном техникуме изобразительных искусств в память Восстания 1905 года. В 1936-1942 гг. в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова.
Участник Великой Отечественной войны. За боевые заслуги награждён орденами и медалями.
Произведения находятся в Государственной Третьяковской Галерее, в Музее обороны Москвы и других.
Кабачек Леонид Васильевич
(1924-2002)

Живописец, график, педагог. Заслуженный художник РСФСР, профессор.
Родился в г. Макеевке.
Участник Великой Отечественной войны. За боевые заслуги награждён орденами и медалями.
В 1947 г. принят в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.
Произведения художника находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее.
С 1970 года заведовал кафедрой живописи Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена.
Кривоногов Пётр Александрович
(1911-1967)

Живописец-баталист. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Сталинской премии.
Родился в селе Киясово (современная Удмуртия).
Воспитывался в детском доме. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры.
Участник Великой Отечественной войны. За боевые заслуги награждён орденами и медалями.
Большинство произведений художника посвящено Великой Отечественной войне.
Харшак Александр Исаакович
(1908-1989)

Художник-график. Заслуженный художник РСФСР.
Родился в г. Новгород-Северский.
Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры.
Участник Великой Отечественной войны. Активно работал в газете 42-й армии Ленинградского фронта, создал более 400 рисунков. За боевые заслуги награждён орденами и медалями.
На протяжении многих лет работал над художественной серией «1941-1945».
Штейнер Михаил Осипович
(1906-1979)

Живописец-портретист. Член Союза художников СССР.
Родился в г. Одессе.
В 1926-1929 гг. занимался в Центральной художественной студии Ассоциации художников революции России в Москве (АХРР).
Участник Великой Отечественной войны. Войну закончил в Берлине. За боевые заслуги награждён Орденом Отечественной войны II степени.
Минеральные пигменты в иконописи
Дыдыкин Николай Васильевич
Икона. Богоматерь Умиление.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото.
Из фондов ГБУИО «Государственный музей
Палехского искусства»
Минеральные пигменты в иконописи
Дыдыкин Николай Васильевич
Икона. Богоматерь Умиление.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото.
Из фондов ГБУИО «Государственный музей Палехского искусства»
С древних времён минералы ярких цветов привлекали к себе внимание человека. Доисторический человек использовал их для украшений и первых наскальных рисунков, а памятники древнейшей истории доносят до нас свидетельства того, как люди научились не только использовать камень в качестве материала для первых ювелирных изделий, но и делать из некоторых минералов краски. А именно, в качестве красок в виде «яичной темперы» – после их предварительной очистки, растирания и разведения, полученных цветных порошков, в эмульсии на основе яичного желтка. Эта техника получила широкое применение в иконописи.

Минеральные пигменты – это различные минералы и горные породы с характерной окраской, используемые для приготовления красок.
Основные цвета
Красный: киноварь
Оранжевый: реальгар
Жёлтый: аурипигмент, гётит, лимонит
Зелёный: малахит
Голубой: азурит (в тонком помоле)
Синий: лазурит, азурит (в крупном помоле), вивианит землистый
Чёрный: магнетит
Формы нахождения в природе минералов, пригодных для изготовления пигментов, очень разнообразны. По своему внутреннему строению они могут быть кристаллическими (киноварь, гематит, лазурит) или аморфными (охры, лимонит, глауконит и др.).
Для качества минеральной краски кристалличность исходного материала весьма важна. Образцы при измельчении дают осколки с различной степенью прозрачности, с разноориеетированными гранями и сколами. В зависимости от этих параметров создаются некоторые дополнительные (к собственному нормативному цвету краски) эффекты, например, блеск и бархатистость. Поэтому, не случайно иконописцы добавляли киноварь в чёрную краску, она создаёт поразительный эффект внутреннего свечения, когда в рисунке деталь черного цвета приобретает глубину и объёмность.

Камень для его использования в качестве пигмента должен обладать определенным набором признаков и необходимых качеств. Важнейшим из них является цвет в порошке (это свойство называется «цвет черты» и служит диагностическим признаком минерала). Цвет черты иногда совпадает с цветом минерала. Например, азурит имеет голубую черту, малахит – зелёную, киноварь – алую. Иногда черта резко отличается от цвета минерала, так некоторые яркоокрашенные камни: амазонит, бирюза, гранаты, нефрит при растирании дают порошок белого цвета и поэтому для краски непригодны.
Хрупкость и невысокая твёрдость минералов-красителей значительно облегчают их измельчение для приготовления красок: они легко растираются в фарфоровых ступках, практически не загрязняясь их материалом.
Окраска пигментов сильно зависит от степени измельчения камня. Некоторые из них не следует растирать слишком сильно, а использовать по возможности в «крупном помоле», поскольку интенсивность цвета тем сильнее, чем крупнее зерно. Это относится в основном к лазуриту и азуриту, которые при слишком сильном перетирании «выбеливаются», - чем сильнее они растерты, тем слабее насыщенность цвета.

В составе красочных слоёв древних икон неизменно присутствует кварц, обычно в виде примеси кварцевой пудры. Добавление 5-20 % кварца улучшает качество многих минеральных красок, они становятся более холодными и интенсивными по оттенку, увеличивается их прозрачность.
После приготовления из минерала порошка, он разводится в эмульсии – яичном желтке, разбавленном кипяченой водой с добавлением капли уксуса. Краска, называемая "яичная темпера", готова. Использовать её следует быстро, в жидком виде она не может долго сохраняться.
Расскажем подробнее о некоторых минералах, которые традиционно используются в иконописи.

Азурит
МОКМ КП-36896/1
Основной карбонат меди. Блеск стеклянный. Глубоко синего цвета, черта небесно-голубая, хрупкий. Промышленное значение невелико из-за незначительности скоплений; вместе с другими кислородными соединениями меди идёт на плавку в металлургических печах.
Аурипигмент
МОКМ КП-2404/25
Сульфид мышьяка.
Блеск перламутровый, жирный, в тонких пластинках просвечивается. Цвета: золотисто-жёлтый, оранжевый, черта жёлтая.
Характерно совместное нахождение с реальгаром в глинах. Аурипигмент и реальгар в случае значительных скоплений могут быть использованы как мышьяковая руда. Но зачастую идут в отвалы, так как запасы намного превышают потребность промышленности в мышьяке и его соединениях.
Древнее название краски из аурипигмента – «королевская жёлтая».
Вивианит (корка) на бивне мамонта
Водный фосфат железа. Синонимы этого минерала - «синяя земля», «синяя железная болотная руда».
Блеск от стеклянного до тускло-перламутрового, в воде не растворяется. В воздухе цвет со временем изменяется на индигово-синий вследствие частичного окисления. От капли перекиси водорода посинение наступает моментально.
Встречается как продукт выветривания в гидротермальных и пегматитовых месторождениях.
Используется как декоративно-коллекционный материал и как пигмент для приготовления синей краски – индиго натуральный.
Киноварь
МОКМ КП-2404/23; МОКМ КП-36884
Сульфид ртути.
Блеск алмазный или тусклый, просвечивает лишь в тонких сколах. Цвета: от красного до буровато-красного, участками серый, черта красная, хрупкий.
В древности киноварь добывалась не только как источник ртути, но и как незаменимый и дорогой минеральный пигмент.
Лазурит
МОКМ КП-36897/2
Блеск стеклянный до жирного, непрозрачен, цвет небесно-синий или голубой. Белые полосы и пятна в породе сложены обычно кальцитом.
Используется в качестве ювелирно-поделочного камня.
В истории искусства иконописи краски из пигментов всегда занимали особое место. В силу их многих уникальных качеств и в наши дни, несмотря на огромное предложение и ассортимент синтетических красителей, иконописцы широко пользуются минеральными пигментами из-за стойкости, природной взаимной сочетаемости, мягкости и благородства оттенков.
История на блюде
«Военный Совет в Филях»
В начале XX века в Российской Империи выпустили серию посуды, посвященную Бородинской битве и Отечественной войне 1812 года. На изделиях изображали Кутузова, Наполеона, батальные сцены, участников совета в Филях.

В фондах Магаданского областного краеведческого музея хранится одна из декоративных тарелок «Военный Совет в Филях».
Алексей Кившенко написал картину после прочтения романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Роман-эпопея произвёл огромное впечатление на художника.
В центре, на дне, изображен фрагмент репродукции картины «Военный Совет в Филях» Алексея Кившенко (1851-1895 гг.), русского художника-передвижника, баталиста.
Сюжет картины отражает важное событие в русской истории начала XIX века – военный Совет, созванный 1 (13) сентября 1812 года главнокомандующим Михаилом Илларионовичем Кутузовым в деревне Фили к западу от Москвы. На рассмотрение был вынесен вопрос о том, дать французам сражение под Москвой, либо оставить город без боя. Совещание проходило в обстановке секретности без ведения протокола.
Мы видим горницу крестьянской избы Фролова, длинный стол, печку, икону, на гвозде походный плащ Кутузова. Окно слегка занавешено и через него проникают последние вечерние солнечные лучи. За столом ведётся беседа генералов.
Михаил Илларионович Кутузов
Кутузов является центральной и самой узнаваемой фигурой. Внешне сдержан. Решительным жестом прерывает чьё-то суждение. Его фигура дана в полумраке, лишь лицо и рука очерчены световым контуром. Из романа: « … сидел от них особо в тёмном углу, за печкой… глубоко опустившись в складное кресло…»
На правах главнокомандующего он начинает военный Совет и предлагает два варианта: принять неравное сражение на Воробьёвых горах или отступить за пределы Москвы.
Мнение Кутузова о необходимости оставления Москвы поддержал генерал Барклай-де-Толли.
Михаил Богданович Барклай-де-Толли
Мнение Кутузова о необходимости оставления Москвы поддержал генерал Барклай-де-Толли. Он считал, что главная задача это сохранить армию. На картине Барклай-де-Толли сидит прямо под иконой.
Бережно, в соответствии с романом Льва Толстого, воссоздал художник образ Барклая-де-Толли. Его лицо мягко лепится светом. Понимающий взгляд устремлен на Кутузова. Он зябко кутается в походный плащ. Из романа: «Второй день он мучился лихорадкой, и в это время его знобило и ломало…».

Вдохновителем нового сражения выступил Беннигсен, начальник штаба главнокомандующего.
Лев Толстой писал: «Беннигсен … настаивал на защите Москвы».
Он изображён спиной к зрителю. Фигура Беннигсена продумана художником до мелочей: гордая осанка, шпага, через плечо перекинута лента Андрея Первозванного. Небрежно брошенный на лавку плащ напоминает пьедестал.
Леонтий Леонтьевич Беннигсен
Соседство с прочно сидящим Кутузовым выявляет ещё большую значимость позы Беннигсена. Лев Толстой писал: «Беннигсен … настаивал на защите Москвы».
Рядом с Беннигсеном на лавке сидит генерал Карл Толь. На фоне окна хорошо читается облик генерала Раевского. Часть генералов склонилась к мысли об атаке против армии Наполеона. Но эта идея после критики не получила поддержки. В результате поименного голосования по двум предложениям мнение участников разделилось примерно поровну.
Композиция картины непринужденно-естественна и продумана. Нет лишних бытовых деталей, а те что есть, необходимы и выразительны (походный плащ Кутузова на гвозде, длинный стол, слегка прикрытое окно, икона на стене).
Итог военного Совета подвел Кутузов. Он принял решение, не давая сражения, оставить Москву, чтобы сохранить армию для продолжения войны и соединения с подходящими резервами. Так как армия была ослаблена после Бородинского сражения, выбранная Беннигсеном позиция на Воробьёвых горах оказалась неудачной.
Освещение, выбранное художником, придает определенную колоритность картине.
Первая картина «Военный Совет в Филях», написанная Алексеем Кившенко в 1880 году, имела большой успех за границей. Она была повторно заказана в 1882 году Третьяковым к 70-летию Отечественной войны 1812 года. В 1886 году, на Берлинской выставке, картина принесла Алексею Кившенко европейскую известность.
Фрагмент репродукции нанесён на блюдо по принципу переводных картинок (декалькомание или деколь). Затем зафиксирован высокотемпературным обжигом. Само блюдо изготовлено из фарфора.
В центре дна, с внешней стороны блюда, зелёным цветом нанесено клеймо «Т-во (товарищество) М. С. Кузнецова въ Москве» и Российский герб. Такое клеймо использовалось в период с 1889 г. по 1917 г.
Первый фарфоровый завод братьев Кузнецовых был создан в 1810 году. В 1889 году было учреждено «Товарищество М.С. Кузнецова», в которое вошли фабрики в Риге, Дулёве, Вербилках, Твери и многие другие.

Изначально, преследуя цель полностью овладеть внутренним рынком и расширить сбыт изделий за рубежом, Кузнецов поставил задачу выпуска массовой дешевой продукции отличного качества. Производство максимально механизировалось, смело внедрялись новые зарубежные технологии, проводилось обучение кадров, широко применялись импортные краски и сырье. Изучая вкусы потребителей, Кузнецов сам определял ассортимент изделий и их тиражи.
Основную продукцию составляли чайные и столовые сервизы, а также статуэтки. Постоянно работая над повышением качества фарфоровых и фаянсовых изделий, Кузнецов широко применял механические способы украшения: скоропись, деколь, печать, трафарет и др. Изделия кузнецовского фарфора выпускались в большом количестве, пользовались огромной популярностью и спросом в среде купцов, мещан, городского и сельского населения и имелись, практически, в каждой семье. Являясь с 1902 года поставщиком императорского двора, товарищество с этого времени проставляло на своих изделиях российский герб.
Видео экскурсии
Сумка Кутнаут: вещи и представления корякской культуры

Основой для рассказа стало содержимое сумки для рукоделия
верхнепареньской корячки О. М. Пойтыле (корякское имя Кутнаут). Эти вещи рассмотрены как фокус разнообразных утилитарных и ритуальных аспектов традиционной корякской культуры.
Оберег эвеновмышка Нэкич

Видео экскурсия на русском и эвенском языке. Автор: Нина Игнатенко, хранитель музейных предметов.
Контакты:
г. Магадан,
проспект Карла Маркса, 55
Телефон: 65-11-48
E-mail: info@magadanmuseum.ru