|
|
Экспедиции
|
|
Археологическое исследование территории от Вархаламской губы до Большой Ауланджы
|
|
|
|
С 16.07 по 13.10 2010 года ведущий научный сотрудник музея И. Е. Воробей проводил археологические исследования в Северо-Эвенском районе Магаданской области.
Пешие маршруты выполнялись на территории ранее в основном не изучавшихся. Лишь в сентябре 1990 г. был сделан короткий маршрут по западному берегу Вархаламской губы, в ходе которого были зафиксированы остатки двух древнекорякских поселений и несколько пунктов сбора немногочисленного подъёмного материала каменного века. На первом этапе было обследовано около 50 км. береговой черты на отрезке от устья руч. Уйкаруджак (левый берег) до устья р. Вархалам (правый берег).
К сегодняшнему дню на этом участке побережья зафиксировано около 50 археологических объектов. Древнекорякское поселение в устье руч. Баркычан (фото 1), вероятно, было тем самым «Тайноским острожком», который существовал ещё в середине XVIII века (его упоминали Я. И. Линденау и С. П. Крашенинников). Отмеченные археологические местонахождения отнесены к широкому хронологическому диапазону, может быть — начиная с финального палеолита. В состав диагностичных групп инвентаря, выполненного в основном на базальтовом сырье, входят: изделия, характеризующие «галечную технику»; мезо- и микропластинчатые формы с призматической огранкой; целые и фрагментированные бифасиальные заготовки, ножи и наконечники; боковые вкладыши; фрагменты наконечников стрел с разнообразным оформлением насадов; скребки. Особого упоминания заслуживает фрагментированный бифас с галечным обушком соответствующий одному из классов преформ клиновидных микронуклеусов. Один наконечник стрелы своими очертаниями напоминает позднепалеолитические наконечники стрел «ушковского типа». Оригинальна комбинированная техника исполнения другого мелкого наконечника стрелы: перед ретушированием предмет с двух сторон был предварительно отшлифован, что позволило точно выдержать параметры толщины для подгонки в паз держателя. Отмечены также антропогенные россыпи раковин гастропод, периодически встречающиеся на высоких поверхностях, порой на удалении до 2 км от морского берега. Диаметр таких скоплений, иногда значительной плотности, может достигать трёх метров.
Второй этап работ смог состояться благодаря содействию директора МУСХП «Ирбычан» А. П. Ханчалана. Обследованы территории в верховьях бассейна р. Хаями и в бассейне правобережья Бол. Авлонди (речки Эмлындя, Тумма и Северная Широкая).
Все 18 найденных местонахождений относятся к «малоинвентарным» и маркируют события кратковременного, возможно, — сезонно-ритмичного пребывания на этих участках древних аборигенов. Найденные стоянки характерны для подвижного образа жизни.
К позднему, уже «оленеводческому» периоду местной истории, в котором смыкаются археология и этнография, относятся вкладные лезвия для двуручных скребков и некоторые предметы, характеризующие ударное расщепление галечно-валунного сырья.
Более ранний, не позднее 3 тыс. л. н., возраст имеют фрагментированные микропластинки. К достаточно широкому, и скорее всего тоже не позже неолитического, временному диапазону относятся скопления отщепов, оставшиеся на местах обработки наконечников стрел и более крупных клинков охотниками, промышлявшими в верховьях Большой Авлонди, на Тумме и Северной Широкой. Особой выразительностью отличается крупный метательный наконечник с местонахождения Тумма 2 (фото 2), позволяющий диагностировать оригинальный тип «Тумма», ареал которого включает также и верховья р. Омолон. Самой интересной оказалась находка небольшого полностью шлифованного клинка с асимметричным контуром, линзовидным сечением и альтернативной односторонней заточкой лезвий (фото 3). Не исключено, что это уникальное для нашей территории ножевидное лезвие копирует в камне какой-нибудь металлический прототип. На одном пункте местонахождения Северная Широкая 2 были сосредоточены остатки маленькой мастерской по изготовлению бифасов. На исследованной территории встретились также несколько плоскостных каменных выкладок-кластоформ. Одна из них вполне может быть средневековой каменной ритуальной конструкцией на месте кремации, хотя остатки наземных погребений типа чукотских паляквынов обычно имеют более крупные размеры. Назначение и культурная принадлежность четырёх других: в виде «змейки», овала или параллельных, в том числе и соединённых боковыми перемычками дуг, — до сих пор остаётся загадкой.
Помимо основной археологической работы, собирались сведения этнографического характера. Для нашего музея сделано несколько серий снимков. В том числе — жертвенного места на р. Эмлындя (фото 4).
Фото 1. Остатки поселений древнекорякской культуры Тайночи 1 и Тайночи 2 в устье руч. Баркычан. Хорошо видны котлованы углублённых жилищ. Возможно, именно здесь на высоком узком мысу и располагался «Тайноский острожек», который упоминали в середине XVIII века Я. И. Линденау и С. П. Крашенинников.
Фото 2. Наконечник стрелы из базальта на местонахождении Тумма 2. Длина предмета — 117 мм.
Фото 3. Местонахождение Тумма 1. Рядом с пинцетом — уникальное для континентальной части Магаданской области каменное шлифованное ножевидное лезвие. Длина предмета — 53,5 мм.
Фото 4. Аппапель на р. Эмлындя.
|
|
13-08-2015, 16:57
|
|
|
|
|