Поиск по новостям
 
 
Купить билет онлайн
 
Пушкинская карта
 
Музейная мастерская
 
Виртуальный музей
 
 
Дальний Восток 2030
 
 
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
 
Независимая оценка качества
 
Мы в соцсетях
 
График работы музея
 
Музей работает:
Среда - воскресенье: с 10-00 до 18-00
Касса закрывается в 17-30

Выходные дни - понедельник, вторник.
Последняя пятница каждого месяца - санитарный день.
 
Заказ экскурсий
 
Заказать экскурсию или получить дополнительную информацию можно с понедельника по пятницу по телефонам:

+7 (964) 238-16-08
+7 (4132) 65-11-48

 
Поиск по коллекциям
 
 

Новости музея
 
ПЕРЕДАЧА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЭТНОСОВ РЕГИОНА ЧЕРЕЗ ВИДЕОЭКСКУРСИИ
 
 
Этнографическая коллекция Магаданского областного краеведческого музея включает в себя более трех тысяч музейных предметов, часть из которых представлены на экспозиции «Люди Земли и Моря», демонстрирующей историю, культуру и быт коренных народов Северо-Востока.

ПЕРЕДАЧА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЭТНОСОВ РЕГИОНА ЧЕРЕЗ ВИДЕОЭКСКУРСИИ

Возможность посетить экспозицию онлайн появилась сегодня у пользователей сайта «ЭТНОКНИГА Магаданской области» (ethnobook.ru). Это стало реальным благодаря видеоэкскурсиям, которые были сняты командой проекта. В разделе «Видео» можно просмотреть двенадцать экскурсий, посвященных отдельному народу, его промыслам, орудиям труда: «Береговая культура в этнической истории коряков», «Происхождение и традиции коряков-оленеводов», «Камчадалы», «Китовый праздник», «Корякские амулеты», «Перекочевка эвенов Магаданской области», «Одежда оленеводов», «Игры и игрушки коренных малочисленных народов Севера», «Способы обработки шкур оленя и инструментарий для пошива одежды», «Лодка-долбленка», «Традиции воспитания мальчиков коренных народов Северо-Востока России», «Пиктографическое письмо юкагиров».

О происхождении, традициях и верованиях коряков рассказывает этнограф Людмила Николаевна Хаховская, которая много лет изучает этносы области и имеет большое количество научных публикаций.

В видеоэкскурсии «Береговая культура в этнической истории коряков» Л. Н. Хаховская, опираясь на археологические исследования, показывает, что оседлая корякская культура была первичной в историческом аспекте на охотоморском побережье. Древнекорякская культура возникла еще в середине 1 тыс. н. э., придя на смену токаревской. Основными занятиями древних коряков стали морской зверобойный промысел, рыбная ловля и собирательство. Данный факт ярко отражается в предметах быта и инвентаре. В экспозиции представлены инструменты для обработки камня, наконечники и фрагменты гарпунов и острог, лопаточки для сбора моллюсков. Коряки начинают использовать железо, и совершенствование орудий промыслов позволяет народу продвинуться до берегов Камчатки, заселяя их.

В Охотоморье в результате освоения земель русскими первопроходцами и военных конфликтов, эпидемий, оседлые коряки ассимилировались, утратив свое этническое лицо. Сегодня с их культурой можно познакомиться лишь на экспозиции музея, изучая археологические находки.

Продолжает повествование о коряках видеоэкскурсия «Происхождение и традиции коряков-оленеводов». Людмила Николаевна отмечает, что их происхождение тесно было связано с появлением домашнего оленеводства и доместикацией оленя. При этом до сих пор не установлены причина и механизмы одомашнивания животных.

Одной из теорий является заимствование механизма одомашнивания у тунгусоязычных племен. К XVI в. на территорию начинают переселяться тунгусы, которые уже имели домашних оленей. Сами тунгусы ездили на олене верхом и использовали вьючно-верховую перевозку грузов. Так как местный олень другой породы, он мельче, у него более слабая спина и ноги, то коряки стали запрягать оленей в нарты. Появление оленных упряжек позволило существенно изменить облик культуры, освоить огромные северные пространства. Людмила Николаевна знакомит зрителей с особенностями оленных нарт, ездовых (модель) и грузовых.

Исследователь обращает внимание на орудия для обслуживания яранги: скребка для расчистки места под ярангу, выбивалок для полога, жирников. Кухонная утварь не была обширна, это ложки, котлы для варки мяса.

Одежда оленевода характеризует особенности культуры. Корякскую кухлянку легко определить по наличию нагрудника, капюшона, а также каймы по подолу – опувана, совершенно нетипичных в одежде наиболее близкого по укладу народа – оленных чукчей. Другими визитными карточками корякского костюма являются гагагля – рубаха, сшитая мездрой наружу и покрашенная в красно-коричневый цвет; и малахай, богато украшенный кисточками, розетками, бисером.

Третья видеоэкскурсия «Корякские амулеты» посвящена верованиям коряков, которые из всех северных народов имели наиболее разработанный комплекс охранителей. Для них, как и для других этносов, было характерно анимистическое мировоззрение – вера в одушевленность всех предметов, существ, явлений природы. Чтобы защититься от влияния недобрых духов, коряки использовали свой ряд охранителей: личных, семейных, хранителей жилища, стада.

К личным охранителям относился оккамак – сучок-развилка, аняпель – камень необычной формы, цвета или найденный при необычных обстоятельствах. Защитников одевали (зашивали в мешочек), кормили – смазывали кровью и жиром.

Жилище защищали зольные камни. У очага их клали парой и называли «бабушка» и «дедушка». Главной же защитницей служила огнивная доска гычгый. Привязывая к ней другие семейные амулеты, коряки создавали целые связки семейных охранителей.

Этнограф обращает внимание слушателя на тот факт, что сейчас верования народов утрачиваются, вследствие чего амулеты исчезают из обихода.

Об этнической группе, которая сформировалась в последние два столетия, повествует в видеоэкскурсии «Камчадалы – русскоязычные аборигены Охотского побережья» Л. Н. Хаховская. Камчадальская культура, особый тип, своеобразное слияние русской промысловой крестьянской культуры и местной коренной, сложилась у потомков смешанных браков русских с коренными народами.

Камчадалы жили оседло, в срубных избах. Основу хозяйства составляло рыболовство, основная нагрузка приходилась на время лососевой путины. Занимались каюрным извозом, используя потяг из 10-12 собак. Перевозили казенные и купеческие грузы, навещали для обмена кочевников, на упряжках же выезжали на охоту. Третья составная часть хозяйства – морская и наземная активная и пассивная охоты.

Камчадальская культура интересна своей гибридностью, которая отразилась в предметах быта, инструментарии, утвари. У камчадалов также сложилось особое самосознание, они не считали себя ни русскими, ни коренными, а именовали по месту проживания – гижигинцы, тауйцы и т. д.

Видеоэкскурсии «Этнокниги» рассказывают не только о народах, проживающих в Магаданской области сегодня, но и раскрывают культуру береговых чукчей и эскимосов, которые являются исконными этносами Чукотки. В экспозиции представлен ряд экспонатов, иллюстрирующих проведение Китового праздника морскими зверобоями, а именно кульминационного момента – кукольного представления. Это деревянная фигурка кита, модель байдары с охотниками, фигурки уток и расписные весла.

Данные фигурки изготовлены для музея на заказ. Обычно их приводили в движение и показывали инсценировку охоты на кита в конце праздника в самом большом жилище селения. В нем оборудовалась система блоков, веревок и лесок, благодаря чему фигурки могли двигаться через все помещение. Это действо было сложным и хорошо технически обусловленным.

Сейчас ученые могут только предполагать, какова смысловая нагрузка спектакля. По одной из версий, киту показывают этим представлением, что его добыл кто-то другой. Маскировочные действия отводят от селения вину за добычу кита.

Об особенностях перекочевки эвенов Магаданской области рассказывает в видеоэкскурсии Наталья Васильевна Мальцева. Технология перекочевок тунгусов создавалась веками, вся жизнь народа была связана с сезонными передвижениями с учетом охоты и выпаса оленей. Труд участников кочевания четко дифференцировался.

Подготовку начинали за два дня, женщины собирали пожитки и пекли лепешки, мужчины осматривали и проверяли упряжь и мауты.

Караван состоял из 18–20 оленей, шедших след в след. Передвигались верхом, хозяйственные принадлежности перевозили во вьючных сумках. Первым шел бригадир, а завершала караван его жена. Она контролировала передвижение, особым посохом поправляя сползшую сумку или люльку ребенка.

Наталья Васильевна, возвращаясь к современной жизни оленеводов, уточняет, что сегодня верховой способ передвижения эвенами почти утрачен.

Особенности письменности самого древнего этноса Северо-Востока раскрывает Виктория Александровна Белокопытова на видеоэкскурсии «Пиктографическое письмо юкагиров». Это одно из первых видов письма. Именно такая письменность существовала у юкагиров на реках Коркодон и Ясачная. Чтобы передать информацию, они наносили рисунки кончиком ножа на внутреннюю сторону бересты.

Письма разделялись на реалистические и условные. Реалистические письма передавали информацию о местонахождении и планах охотника соплеменникам. Условные являлись любовными посланиями девушки своему избраннику. Мужчины и замужние женщины их не составляли. Образцы пиктографического письма, представленные в экспозиции музея, демонстрируют посетителям оба вида уникального элемента традиционной культуры юкагиров.

Узнать об одном из средств передвижения по воде – лодке-долбленке, можно, просмотрев одноименный ролик. Название лодка получила от её процесса изготовления – выдалбливания из цельного ствола тополя при помощи топора или тесла. Лодки-долбленки бытовали у эвенов и юкагиров Магаданской области. Передвижение на неустойчивой лодке требовало от гребца сноровки и умения.

Декоративно-прикладное искусство широко представлено на экспозиции «Люди Земли и Моря» и озвучено в видеоэкскурсиях «ЭТНОКНИГИ Магаданской области» – от основ выделки шкур до особенностей одежды оленеводов.

В видеоэкскурсии «Способы обработки шкур оленя и инструментарий для пошива одежды» можно познакомиться с инструментарием для обработки кожи и меха, используемые эвенами и коряками.

У каждого северного народа есть собственные наработанные опытом веков тонкости в выделке и особенности инструментов. Эвены обрабатывали шкуры скобелем для соскабливания мездры шкур, растягивателем шкур и ровдуги, скребком для удаления шерсти и кожемялкой. Мастерицы занимались выделкой шкур весной и ранней осенью. В другие сезоны года эта работа была запретна.

Обработка шкур была коллективной женской работой, обработку меха пушных зверей производили мужчины-охотники.

После из обработанных и готовых к пошиву шкур выкраивали одежду. Арктическую одежду, наиболее приспособленную для обитания в экстремальных климатических условиях, шили из шкур оленя (видеоэкскурсия «Одежда оленеводов»).

Основные её особенности в том, что она шилась глухой, двойной, мехом внутрь и наружу. Мужской комплект состоял из кухлянки, штанов из камусов, торбазов, рукавиц (единственного одинарного предмета) и шапки из толстых оленьих шкур или волчьего меха. Женщины носили меховой двусторонний комбинезон с низко сшитым воротом.

Искусство украшать одежду меховой мозаикой получило активное развитие у коряков. О высоком мастерстве и умении создать эстетически выразительную вещь рассказывает ролик «Корякская меховая мозаика».

Верхом мозаичного искусства корячек стала широкая кайма, украшающая подол кухлянки – опуван. Узор ее составлялся из мелких треугольников и ромбов, которые объединялись в более крупные треугольники, ромбы, квадраты, полосы.

Северные народы были охотниками, оленеводами, морскими зверобоями. Жизнь в суровых условиях требовала умения метко стрелять, быть выносливым и закалённым. Как воспитывались мальчики в семьях коренных народов Севера, как им прививались необходимые во взрослой жизни навыки – показано в видеоэкскурсиях «Традиции воспитания мальчиков коренных народов Северо-Востока России» и «Игры и игрушки коренных малочисленных народов Севера».

Просматривая на страницах сайта https://ethnobook.ru экскурсии и видеосюжеты, можно составить свое представление об этносах территории, даже находясь далеко от территории Северо-Востока. Данные материалы могут заинтересовать не только этнографов и специалистов, но и просто увлеченных краеведением людей в любой точке страны или мира.

Наталья Мальцева,
научный консультант проекта.
 

 

29-10-2021, 17:18



   

 

 

 

 

 

Контактная информация

Магаданский областной краеведческий музей
685000, г. Магадан, просп. Карла Маркса, д. 55

Касса: +7 (964) 238-16-08; +7 (4132) 65-11-48

Приёмная директора: +7 (4132) 60-55-57

E-mail: info@magadanmuseum.ru

Услуги музея

Обзор экспозиций музея
Экскурсии по экспозициям и временным выставкам
Чтение лекций по краеведческой тематике
Вы можете заказать экскурсию по телефонам:
+7 (964) 238-16-08
+7 (4132) 65-11-48